маркетинговые исследования, рейтинги сми
Поиск           Карта сайта

медиапланирование

исследования

о компании

   Рынок банковских услуг, потребительское кредитование

« к списку статей

Банковский потребительский рынок Москвы и Екатеринбурга 2005-2006 год

В статье использованы данные синдикативного исследования "Банковский потребительский рынок", проводимого агентством "Медиаплан.ру" с июня 2004 г. Цель исследования - количественные характеристики потребления банковских услуг населением.
Объём выборки для статьи — 24000 интервью (12000 — Москва, 12000 — Екатеринбург). В исследование включены 25 крупнейших банков Москвы и 25 крупнейших банков Екатеринбурга. Метод исследования - телефонный опрос по структурированной анкете. Используется компьютерная система телефонных опросов (CATI). Подробнее об исследовании.

Охват рынка банковскими услугами

Непрерывный опрос позволяет проследить проникновение (охват) услугами банков населения городов.

Рынок банковских услуг, охват населения
рис. 1. Охват рынка банковскими услугами

Данные исследования (см. рис.1) демонстрируют полное отсутствие положительной динамики роста рынка. В существующем формате предложения услуг банкинга населению следует признать — рынок насыщен.
Проникновение банковских услуг в Екатеринбурге на протяжении 2-х лет остается несколько выше, чем в Москве.

Проникновение по видам банковских услуг за 2005-2006 годы показано на рис. 2, 3:

Рынок банковских услуг, проникновение по видам услуг
рис. 2. Проникновение по видам банковских услуг, Екатеринбург.    рис. 3. Проникновение по видам банковских услуг, Москва.

Наибольший рост в 2006 году произошёл в сегменте "вклады" — в Екатеринбурге рост составил ~50%, а в Москве ~70% по сравнению с 2005 годом. К абсолютным значениям процентов по вкладам, следует относится как к оценке "снизу", известно что люди не охотно рассказывают о своих доходах. И, тем не менее, относительные значения роста рынка вкладов за год более чем в 2 раза скорее соответствуют действительности.

Рынок кредитов и пластиковых карт вырос незначительно, ~ на 5-10%, а количество человек имеющих простой счёт в банке даже сократилось на 9% как в Москве, так и в Екатеринбурге. Подобное сокращение скорее свидетельствует о конвертации "простого счета" в карточный и/или депозитный. А небольшой рост рынка "пластика" и "кредита" так же демонстрирует, что рынок вошел в стадию очень медленного роста. Вряд ли в будущем следует ожидать какого-либо бурного роста в этом сегменте без использования "прорывных" промоциальных технологий.

На рис. 4 и 5 показано изменение за 2005-2006 годы числа планирующих воспользоваться банковскими услугами в ближайшие 6 месяцев.

Изменение числа планирующих воспользоваться банковскими услугами в ближайшие 6 месяцев
рис. 4. Планируют воспользоваться, Екатеринбург.                      рис. 5. Планируют воспользоваться, Москва.

Данные приведенные на рис. 4 и 5 о "планировании услуги" подтверждают сделанный выше вывод о значительном снижении темпов роста рынка.
В Екатеринбурге планы по кредиту и вкладу снизились на 24% и 16% соответственно.
В Москве планы населения по кредиту и вкладу снизились на 27% и 29% соответственно.

Лидеры на розничном банковском рынке

На рис. 6 и 7 показаны консолидированные доли (счет + карта + вклад + кредит) банков на потребительском рынке Екатеринбурга и Москвы. Сумма долей может быть больше 100%, поскольку клиент может обслуживаться в более чем одном банке. В правом нижнем углу рисунков стоит значение 106% по Москве и 121% по Екатеринбургу это значит, что в Екатеринбурге человек являющийся клиентом банка, является в среднем клиентом 1,21 банка, а в Москве всего лишь 1,06.

Доли рынка банков, МоскваДоли рынка банков, Екатеринбург
рис. 6. Доли рынка, Москва, 2006 год.                                            рис. 7. Доли рынка, Екатеринбург, 2006 год.

Бессменным лидером в обоих городах остаётся Сбербанк. В Москве его доля огромна - 63%, но за год она сократилась с 65,6% до 63%, а доля коммерческих банков заметно выросла (см. рис. 8)

Изменение доли рынка банков за год, МоскваИзменение доли рынка банков за год, Екатеринбург
рис. 8. Изменение доли рынка за год, Москва, 2006г.                             рис. 9. Изменение доли рынка за год, Екатеринбург, 2006 г.

Сравнительно не большое падение Сбербанка в Москве (всего на 2,6/63=4%) вполне оправдано, имея ввиду, что он занимает "не прилично" большую долю на московском рынке. В Екатеринбурге у Сбербанка значительно меньший отрыв от основной группы и, тем не менее, в 2006г. он еще немного увеличился.

Примечание:
- в исследовании Москвы бренды "1ОВК" и "Росбанк" НЕ объединены в один бренд
- в исследовании Екатеринбурга бренды "1ОВК и "Росбанк" объединены в один бренд

На самом деле структура услуг портфеля внутри банков может существенно различаться. К примеру, лидером на рынке кредитования является банк "Русский стандарт", как в Екатеринбурге, так и Москве (см. рис. 10 и 11). А огромный отрыв Сбербанка отчасти объясняется структурой портфеля. Около 60% портфеля у Сбербанка составляет "Простой счет".

Изменение доли рынка банков за год, МоскваИзменение доли рынка банков за год, Екатеринбург
рис. 10. Структура рынка, Москва, 2006 год.                         рис.11. Структура рынка, Екатеринбург, 2006 год.

В подавляющем большинстве это счета пенсионеров (см. графики на рис. 12 и 13).

рис. 12. Причины выбора банка, Москва, 2006 год.                         рис.13. Причины выбора банка, Екатеринбург, 2006 год.

Рынок потребительского кредитования

В 2006 году на этом рынке лидирующее место сохранил за собой банк "Русский стандарт". А Сбербанк показал очень хорошую динамику — в Москве он переместился с 3-го места (1 кв. 2006 г.) на 2-е, а в Екатеринбурге с 6-го на 3-е, потеснив ХКФ в Москве и Росбанк в Екатеринбурге. ХКФ в Москве за 2006 год больше остальных потерял в доле — с 17% до 10%. В Екатеринбурге больше остальных потерял "Росбанк+1ОВК" — с 3-го места (15%) скатился на 18-е (1%), практически полностью потеряв рынок потребительского кредитования. Лидером роста в Екатеринбурге стал Альфа-банк, в Москве — Райффайзенбанк.

рис. 14. Доли рынка "кредит", Москва 2006 г.                                            рис. 15. Доли рынка "кредит", Екатеринбург 2006 г.

Проникновение услуги "кредит" в Москве заметно ниже, чем в Екатеринбурге и, судя по планам населения, эта тенденция сохранится. Падение % людей планирующих кредит по обоим городам, можно охарактеризовать как "отрезвление" услугой. По-видимому, это связано с возросшими навыками (опытом) планирования населением возврата заёмных денег.

рис. 16. Доля по ГС18+ "Имеют кредит"                                            рис. 17. Доля по ГС18+ "Планируют кредит"

Рынок вкладов

На рынке вкладов абсолютным лидером, конечно, является Сбербанк. Его доля в Москве в 1 кв. 2005 году составляла 62% и за 2006 год она не только не уменьшилась, а даже увеличилась до 69% к концу года.

Больше других московских банков, новых вкладчиков в 2006 году привлёк "Банк Москвы", его доля увеличилась с 9,6% до 13,7% (на конец 2006г.). В Екатеринбурге хороший рост показал Уралвнешторгбанк, увеличивший свою долю в этом сегменте с 7,4% до 11,4% (на конец 2006 г.).

рис. 18. Доли рынка "вклад", Москва 2006 год.                         рис. 19. Доли рынка "вклад", Екатеринбург 2006 год.

В исследовании процент респондентов ответивших, что имеют вклад или планируют сделать вклад в Екатеринбурге выше, чем в Москве. Тенденции изменения примерно одинаковые по обоим городам.

рис. 20. Доля по ГС18+ "Имеют вклад"                                            рис. 21. Доля по ГС18+ "Планируют вклад"

Рынок банковских карт

Лидером в этом сегменте, как и в 2005 году, является Сбербанк. Хотя в Екатеринбурге его позиции на этом рынке можно охарактеризовать как "равный среди равных", другими словами существенного преимущества Сбербанк не имеет.
В первой пятёрке лидеров, как в Екатеринбурге, так и в Москве произошли небольшие перестановки.

рис. 22. Доли рынка "карты", Москва 2006 год.                                            рис. 23. Доли рынка "карты", Екатеринбург 2006 год.

рис. 24. Доля по ГС18+ "Имеют карту"                                            рис. 25. Доля по ГС18+ "Планируют карту"

Проникновение банковских карт в Екатеринбурге так же выше, чем в Москве. Отчасти такое положение связано с более активным продвижением в Екатеринбурге "Зарплатных" карточных проектов.

Причины выбора банков

Причины выбора банков в 2006 году изменились. В обоих городах потребители стали выбирать более надёжные, выгодные и близкие к дому/работе банки. В Москве дополнительно стали руководствоваться отзывами знакомых и рекламой.
Понемногу уходят "зарплатные схемы" и такие причины выбора, как "кредит на месте покупки" и "привычка пользования".

рис. 26. Причины выбора банков, Екатеринбург                                            рис. 27. Причины выбора банков, Москва

Вспоминание рекламы банков

Во время опроса респондентам задавались вопросы о вспоминании рекламы банков (за последние 2 недели) по отдельным видам медианосителей (ТВ, радио, пресса, наружка). Для краткости приведем общую вспоминаемость рекламы (консолидированную по всем банкам) за 2006 год.

рис. 28. Вспоминаемость рекламы, Москва 2006 год.                                            рис. 29. Вспоминаемость рекламы, Екатеринбург 2006 год.

Около половины населения сказали, что не помнят рекламу банков, а вспоминаемость по медианосителям распределилась следующим образом:
- наружка ~ (18-22)%
- ТВ ~ (12-14)%
- пресса ~ (7-15)%
- радио ~ 4%
В Екатеринбурге вспоминание рекламы в прессе в 2 раза выше, чем в Москве. В 2005 году разница была в 3 раза!

Заключение

Более подробную информацию по банковскому потребительскому рынку можно получить самостоятельно, анализируя БД синдикативного исследования с помощью специально созданной для этих целей программы Bank's monitor.

Bank's monitor — программное обеспечение, включающее в себя обновляемую базу данных и оболочку, позволяющую обращать данные в требуемую информацию. Bank's monitor позволяет в режиме on-line загружать данные регулярных телефонных опросов населения, проводимых Call-центром компании Экском. Простой дружественный интерфейс позволяет самостоятельно формировать интересующие пользователя отчеты.

Безопасность загрузки данных опросов на компьютер пользователя подтверждена компанией РБК СОФТ представителя компании "Thawte" в России.

Исследования проводятся методом непрерывного трекинга (continuous tracking), с возможностью по желанию пользователя ротации данных (rolling). Метод впервые был применён в 1976 г. британской исследовательской компанией Millward Brown. Суть этого метода в следующем. Каждый месяц опрашивается ~500-600 респондентов. Данные за 3 месяца суммируются и, таким образом, размер одной волны выборки составляет 1500-1800 человек. Поскольку опрос проводится непрерывно, то можно наблюдать динамику изменений. Это т.н. скользящее среднее за 3 месяца. Когда при наступлении 4-го месяца отбрасывается 1-вый. Происходит ротация выборки из 1500 человек. Волна выборки как бы "катится" по оси времени, в настоящий момент этот метод является одним из наиболее популярных среди трекингов, проводимых в интересах крупных рекламодателей. Пользовательский интерфейс позволяет организовать волны для просмотра трекингов от 3 до 6 месяцев. Таким образом, пользователь сам определяет степень валидности данных увеличивая или уменьшая размер выборки в волне.

По данным исследования банков

ЭА "MEDIAPLAN.RU"

1 марта 2006 г.
  
- все статьи -
Счетчик тиц и pr - Tops100.ru  При использовании любых материалов активная ссылка на www.mediaplan.ru обязательна Copyright © 2001-1993 mediaplan.ru
Rambler's Top100
+7 (343) 3-799-791

media@002.ru